специальное предложение - бонус 500 рублей к вашему первому заказу по коду WELCOME после регистрации на daydreaming.ru.

+7 (812) 317-00-16

Колл-центр работает
ежедневно с 10.00 до 22.00

Корзина 0 руб.

Ваша корзина покупок пуста.

+7 (812) 317-00-16

Колл-центр работает
ежедневно с 10.00 до 22.00

×

Регистрация

Информация профиля

Данные для входа

или войдите

Имя - обязательное поле
Фамилия - обязательное поле
Имя введено неверно!
Фамилия введена неверно!
Это не email адрес!
Email - обязательное поле
Пользователь с таким email уже зарегистрирован!
Пароль - обязательное поле
Введите пароль правильно!
Пароль должен содержать не меньше 6 символов!
Пароль должен содержать не более 16 символов!
Пароли не совпадают!
Примите условия и соглашения
Email или пароль неверен

Эдуард Тиктинский в рубрике "МНЕНИЯ"

Пред.
След.
1/1
Если нам удаётся к старшей школе сохранить в ребёнке совесть, сочувствие и ответственность, то вопрос об обязанностях решится сам собой.
Эдуард Тиктинский — активный общественный деятель, председатель совета директоров, собственник инвестиционно строительного Холдинга RBI. Входит в число 50-ти самых влиятельных бизнесменов Петербурга по результатам рейтинга журнала «Эксперт Северо-Запад».

Должны ли быть у детей обязанности?

Спонтанный ответ - конечно, должны! Но вдумчивый взгляд дает другой ответ. У ребёнка в утробе и новорождённого малыша никаких обязанностей нет и быть не должно. На кошку мы вправе наложить моральное обязательство мурлыкать, когда мы её гладим, а на малое дитя - нет. Ни о каких обязательствах до года разговора нет. 

Когда малыш обрёл новую свободу — ходить ножками, у него появляется масса возможностей увеличивать беспорядок в доме. Любимое детское занятие — открыть низкий кухонный ящик и вытаскивать поочерёдно скалки и поварёшки на пол. Вот тут-то впервые и появляется даже не разговор, а мысль об обязанности. «А теперь давай всё сложим обратно. Давай мне эту прихваточку, я её обратно в ящик положу, и эту мешалку для миксера давай, я её тоже обратно в ящик положу, так мы с тобой все вещи, которые вынули, положим обратно. Ты снова хочешь вынуть? Давай вынем. А потом снова положим обратно». Тут ещё нет мысли о порядке, есть только механическое возвратно-поступательное движение «взял-положил-взял-положил», но оно, конечно, важно, и оно должно быть. 

В 2 года ребёнок начинает хотеть всё делать сам. Сам — главное слово этого периода. Сложно смириться с тем, что самостоятельное надевание комбинезона занимает в 10 раз больше времени, чем с родительской помощью, ведь мы реально опаздываем. Но лучше уж опоздать, чем отбить охоту к самостоятельным действиям, потому что с отбитой охотой об обязанностях уже не поговоришь. Признаком развивающейся самостоятельности является и дальнейшее желание ребёнка делать новые вещи самому.

В 3 года малыш договороспособен. Можно закрепить за ним те обязанности, которые он сам на себя с удовольствием возьмёт. С трёх и уже до 7 лет мой младший сын Рома с радостью делает всем кофе на кофеварке — это его обязанность, которая может быть легко сочтена и привилегией. 

До 5 лет эти понятия обязанности и привилегии — почти неразделимы, ребёнок хочет быть полезным, стремится к похвале, готов приносить реальную пользу. Это непременно нужно поддерживать и поощрять. 

Дальше начинаются сложности, которые связаны именно с тем, что обязанности перестают быть для ребёнка привлекательными. Очарование вовлечённости в процессы, которыми занимаются взрослые, уходит, и возникает вопрос: кто будет прибирать в комнате и вешать одежду на место? Тут важно объяснить, что вещи не прыгают на свои места сами. Они остаются там, куда их положили люди. И если не класть вещи на свои места, то ты их на местах и не найдёшь. А найдёшь их случайно, там, где ты их оставил. И тогда, когда они тебе совсем не нужны, а, наоборот, мешают, как, например, эти оставленные на полу штаны, о которые я чуть не споткнулся. Поэтому давай-ка вместе приберём. Дошкольник охотно соглашается всё делать вместе, и это важнейший ресурс. Обязанность исполняется, но пока совместно.

Школа автоматически налагает обязанности. Нужно встать, умыться, одеться, собрать портфель, вовремя выйти, сделать домашнее задание. Первые классы — сложный период, связанный с освоением непривычной нагрузки. Полезно разделить обязанности: ты делаешь русский, я протираю пыль у тебя на шкафу, одновременно помогая делать русский. Идея в том, чтобы появилась практика отчасти самостоятельного исполнения обязательных и при этом не очень-то приятных действий. 

Нужно признать, что бесконфликтное принятие школьником на себя подлинных обязанностей, то есть неприятных, но обязательных регулярных действий - редкость. Большинству родителей приходится идти неплодотворным путём: «Пока ты живёшь с нами, будь добр выполнять наши требования. - Я не просил меня рожать». Путь это дурной, хоть и частый. Более здоровое решение в том, чтобы совместно с ребёнком планировать его временные отрезки. Ребёнок охотно предвкушает приятные мероприятия, которые произойдут к определённому сроку и вот здесь важно договориться, что они наступят при выполнении уроков. Далее совместно идти с ним по временному промежутку: сначала небольшому, потом в 2-3 часа. Важно изначально договориться о правиле «дело – вперёд». Разбить работу на отрезки, обговорить отдых между ними. Необходимо учитывать особенности ребёнка и давать задачи ему по силам.Требуется адресация к лучшему в ребёнке — к совести, ответственности, а не к худшему, когда мы на него давим, заставляя сделать, а он хитрит.

 
  Загружается...